soundcheck@sound-check.ru +79154193769
Экраны DS-3 – ценная помощь в студии и на концерте.



Акустические экраны DS-3 – ценная помощь в студии и на концерте.
История вопроса. Аспекты применения. Мнение профессионалов.
В конце 80-х годов прошлого столетия на смену государственным учреждениям, занимавшимися организацией, регулированием и идеологической цензурой в сфере эстрадно-концертной деятельности, стали появляться хозрасчетные продюсерско-концертные центры.
Преимуществом первых была, прежде всего, крепкая по тем временам разветвленная система концертных площадок и репетиционных баз, филармоний с арсеналом звукового оборудования, а также замечательных по своим архитектурно-акустическим параметрам тон-ателье, т.е. звукозаписывающих студий.
Попасть на запись песни (не говоря уже альбома) для начинающих исполнителей было довольно проблематично. Строго «залитованный» песенный материал, прошедший несколько инстанций утверждения, обязательное музыкальное образование, работа в одной из концертных организаций, прохождение худсовета, - это еще не полный арсенал того, что давало возможность рассчитывать на получение пары смен (по 4 часа) на студии. Предпочтение отдавалось известным музыкантам, сотрудничавшим с «официальными» авторами.
Преимуществом хозрасчетных центров для многих начинающих музыкантов явилось отсутствие худсоветов, а значит, свобода в выборе репертуара, возможность исполнения собственных произведений, необязательное музыкальное образование и, конечно же, отсутствие аттестационных комиссий, назначавших артистам эстрады категорию и концертную ставку. Как отклик на огромное количество выраставших как грибы после дождя исполнителей, стали появляться частные «коммерческие» студии, на которых вопрос записи решался просто – плати почасовую таксу и пользуйся студией, пока хватает денег. Они представляли собой 8, 16-ти а подороже – 24-х канальные аналоговые «уменьшенные» варианты больших тон-студий. Некоторые из них по оборудованию могли составить конкуренцию своим государственным коллегам или даже превосходить их, но по акустике и размерам аппаратных и студий выглядели жалко. Взятые в аренду помещения ремонтировались на скорую руку, стекла в них дребезжали; иногда стены безо всяких акустических расчетов обивались тарой из-под куриных яиц; с улицы были слышны шумы, а коммутация сейчас не выдержала бы никакой критики.
В таких условия приходилось работать звукорежиссерам, что называется «на мастерстве».
Наибольшие проблемы доставляла, конечно, запись «живых» барабанов. Маленькие, тесные студии в которых едва помещались барабанные установки, не всегда позволяли располагать микрофоны правильно вокруг барабанов. Набор микрофонов не всегда соответствовал своему назначению. Бывали случаи, когда барабанщик был вынужден отдельно от всей установки прописывать большой барабан, затем малый, затем железо и.т.д., хотя такой энтузиазм не всегда приводил к положительному звуковому результату, не говоря уже про драйв. Скрип педали, дыхание барабанщика, звук метронома из наушников,- все это попадало в поле «зрения» микрофонов. Применение экспандеров, компрессоров и нойз-гейтов лишь частично решало эту проблему. Самой главной бедой было отсутствие какого-либо акустического решения в помещении для записи барабанов, в результате чего не удавалось добиться естественного звучания всей установки как единого инструмента, а конкуренты «живых» исполнителей «фанерщики», используя драм-машины стали заметно выигрывать в звуке.
Как же удавалось в больших государственных тон-ателье без особых премудростей, используя акустические преимущества студии, чисто и качественно снимать звук с установки «целиком»? Ответ прост: прежде всего - это сами барабаны, - разыгранные, хорошего качества и тщательно настроенные; это и микрофонный набор, точно соответствующий требованиям, предъявляемым к записи барабанов; это правильная расстановка микрофонов (мне приходилось в Германии бывать на студии, где вместо микрофонных стоек используются манипуляторы, и звукорежиссер, сидя за пультом, управляет ими с места, тем самым меняя звук того или иного барабана путем плавного поворота манипулятора с микрофоном); а самое главное,- акустически правильное решение пространства вокруг объекта записи. Помнится, во время работы с Жанной Агузаровой над записью песен для программы «Музыкальный ринг» в тон-ателье тогда еще ленинградского радио, много спорилось о том, как должны звучать барабаны (эти песни, такие как «Луч», «Звезда», «Марина» и др. впоследствии вошли в первый диск Жанны - «Русский альбом»). Споры стали утихать, когда мы применили акустические экраны из звукопоглощающего материала и обставили ими барабанную «кухню». Звук сразу «пошёл» и получился чистым и красивым; мы избавились от ненужных резонансов (экраны пришлось подвигать), проникновение звуков от барабанов во все микрофоны уменьшилось, и при сведении удалось без труда «отрулить» звук каждого барабана и всей установки в целом. Этот опыт пригодился в дальнейшем при записи других песен альбома («Мне хорошо рядом с тобой», «Орёл» и др.) на московской «Б-Б студии» (в которой помещение отличалось от ленинградского в худшую сторону) и позволил даже при сведении поэкспериментировать со звучанием барабанов, «подкрасив» их эффектами.
В настоящее время почему-то редко встречаются студии, в которых акустические экраны используются для записи барабанов (и не только), хотя их применение весьма эффективно. Казалось, они неоправданно забыты, либо изготавливаются по необходимости «на коленках» (не встречал), но то, что в музыкальных магазинах их в продаже нет, говорит именно об их невостребованности. Многие музыканты, став звукорежиссерами, открывают небольшие студии с возможностью «живой» записи барабанов, некоторые же пытаются на репетиционных базах делать «демо» записи «живых» групп, при этом мучаются, пытаясь при сведении отделить в мультитрековой «каше» барабаны от других инструментов. А не лучше ли уже при записи акустически отделить звук ударных от гитар и клавишных, но при этом сохранив цельное звучание ансамбля? Просто надо дать себе понять, что при работе со звуком существует масса акустических нюансов, которые обойти посредством приборов обработки звука невозможно. Несколько лет назад бытовал ошибочный подход: «Давай запишем, а на сведении подумаем, как это должно звучать». Что из этого получалось, многие помнят. Как из альта не «вырулить» контрабас, так из некачественно записанных ударных не получить прозрачный, насыщенный, «вкусный» звук хорошей установки. Кстати, и во время репетиций в небольших помещениях, акустически отделенный «живой уголок» барабанщика оказывает благоприятное воздействие на комфортабельность звука в целом.
Порывшись в источниках информации о современных звуковых решениях, я с удивлением обнаружил, что идея акустических экранов как таковых оказалась жива. Более того, она даже получила новое воплощение, продиктованное современными технологиями. Это в полной мере относится к DRUM SHIELD тайваньской компании PEACE. Барабаны производства этой компании были широко представлены на выставке «Музыка Москва 2007» дистрибьютором PEACE в России компанией «Саундчек».
Концептуальное отличие акустических экранов DRUM SHIELD от всего, применявшегося ранее состоит из двух основных моментов:
- DS состоит из пяти секций, подвижно соединенных между собой боковинами, а не, как прежде, из отдельных щитов на ножках, щели между которыми были неизбежны;
- DS выполнен из прозрачного (!!!) акрила, что и позволяет, отделив барабанщика акустически, зрительно оставить его на своем месте в ансамбле, при этом визуальный контакт с остальными музыкантами сохраняется.
Если в прошлом экраны, ввиду их непрозрачности, можно было использовать только в студии и только при записи одних лишь барабанов, то теперь прозрачность DS позволяет делать live записи с участием всех музыкантов ансамбля, сохраняя при этом общее настроение и драйв. И это еще не все! DS выпускается в двух вариантах – студийном и концертном! Модель DS-1, - это пять секций 66 х 24 дюйма каждая; модель DS-2 – 48 х 24 дюма соответственно. О преимуществах при использовании DS любому концертному или студийному звукорежиссеру становится понятно при первом же знакомстве:
во- первых, - в студии, где всегда бывает трудно расставить музыкантов так, чтобы всех это устраивало и, главным образом, из-за близости ударной установки («я себя не слышу!»); - в студии, где бывает сложно собрать звук «кухни» в один звучащий инструмент, а в данном случае барабаны находятся, как бы, в фокусе акустического зеркала и процесс упрощается, а при записи джазовой музыки количество микрофонов вообще смело уменьшается до трех – 1 – bass drum, 2,3 – overhead;
во-вторых, - на концертах и, особенно в маленьких залах, где необходимо после настройки звучания ударных, имеющих на сцене свою громкость, «подтянуть» громкость остальных инструментов под уровень барабанов для достижения требуемого звукового баланса, что иногда приводит к дискомфорту в зрительном зале, а также на концертах unplugged.
DRUM SHIELD успешно прошёл испытание на студии Александра Новосёлова «DOBRO Records» и получил высочайшую оценку как самих звукорежиссёров, так и «непосвященных» в тонкости процесса записи заказчиков. По словам Александра, возникает необыкновенное ощущение, что ударная установка вдруг начинает звучать по-другому - плотно, ярко и цельно, что будто и микрофоны ведут себя иначе. Экспериментируя с расстоянием от DS до установки, и меняя конфигурацию DS, Александру удалось, не меняя других параметров и расстановки микрофонов вокруг барабанов, добиться различных оттенков звука, а оставив только два overhead –микрофона, он записал и удачно использовал в аранжировке (сыгранные вживую!) кольца (loops). Жизненно необходимые до этого компрессоры были разжалованы и исключены из процесса записи барабанов. Столь же удачным при апробировании DS оказался эксперимент с записью двух гитар одновременно, при чем гитаристов разделял лишь экран. Каждая гитара звучала так, как будто ее записывали в отдельном тон-ателье но при этом, что очень важно, оба гитариста сидели рядом друг с другом, видели друг друга и драйв-контакт был очевиден (или ушеслышан?). Таким образом, подводя итог всему сказанному, хочется напомнить старую истину: «новое – хорошо забытое старое». А может, мы что-нибудь еще неоправданно забыли. А?
Автор: Алексей Соколов
Выбрать экран: https://www.peace-russia.ru/zvukoizolyatsionnye-ekrany
Акустические экраны DS-1 DS-2 от PEACE – ценная помощь в студии и на концерте.
История вопроса. Аспекты применения. Мнение профессионалов.
В конце 80-х годов прошлого столетия на смену государственным учреждениям, занимавшимися организацией, регулированием и идеологической цензурой в сфере эстрадно-концертной деятельности, стали появляться хозрасчетные продюсерско-концертные центры.
Преимуществом первых была, прежде всего, крепкая по тем временам разветвленная система концертных площадок и репетиционных баз, филармоний с арсеналом звукового оборудования, а также замечательных по своим архитектурно-акустическим параметрам тон-ателье, т.е. звукозаписывающих студий.
Попасть на запись песни (не говоря уже альбома) для начинающих исполнителей было довольно проблематично. Строго «залитованный» песенный материал, прошедший несколько инстанций утверждения, обязательное музыкальное образование, работа в одной из концертных организаций, прохождение худсовета, - это еще не полный арсенал того, что давало возможность рассчитывать на получение пары смен (по 4 часа) на студии. Предпочтение отдавалось известным музыкантам, сотрудничавшим с «официальными» авторами.
Преимуществом хозрасчетных центров для многих начинающих музыкантов явилось отсутствие худсоветов, а значит, свобода в выборе репертуара, возможность исполнения собственных произведений, необязательное музыкальное образование и, конечно же, отсутствие аттестационных комиссий, назначавших артистам эстрады категорию и концертную ставку. Как отклик на огромное количество выраставших как грибы после дождя исполнителей, стали появляться частные «коммерческие» студии, на которых вопрос записи решался просто – плати почасовую таксу и пользуйся студией, пока хватает денег. Они представляли собой 8, 16-ти а подороже – 24-х канальные аналоговые «уменьшенные» варианты больших тон-студий. Некоторые из них по оборудованию могли составить конкуренцию своим государственным коллегам или даже превосходить их, но по акустике и размерам аппаратных и студий выглядели жалко. Взятые в аренду помещения ремонтировались на скорую руку, стекла в них дребезжали; иногда стены безо всяких акустических расчетов обивались тарой из-под куриных яиц; с улицы были слышны шумы, а коммутация сейчас не выдержала бы никакой критики.
В таких условия приходилось работать звукорежиссерам, что называется «на мастерстве».
Наибольшие проблемы доставляла, конечно, запись «живых» барабанов. Маленькие, тесные студии в которых едва помещались барабанные установки, не всегда позволяли располагать микрофоны правильно вокруг барабанов. Набор микрофонов не всегда соответствовал своему назначению. Бывали случаи, когда барабанщик был вынужден отдельно от всей установки прописывать большой барабан, затем малый, затем железо и.т.д., хотя такой энтузиазм не всегда приводил к положительному звуковому результату, не говоря уже про драйв. Скрип педали, дыхание барабанщика, звук метронома из наушников,- все это попадало в поле «зрения» микрофонов. Применение экспандеров, компрессоров и нойз-гейтов лишь частично решало эту проблему. Самой главной бедой было отсутствие какого-либо акустического решения в помещении для записи барабанов, в результате чего не удавалось добиться естественного звучания всей установки как единого инструмента, а конкуренты «живых» исполнителей «фанерщики», используя драм-машины стали заметно выигрывать в звуке.
Как же удавалось в больших государственных тон-ателье без особых премудростей, используя акустические преимущества студии, чисто и качественно снимать звук с установки «целиком»? Ответ прост: прежде всего - это сами барабаны, - разыгранные, хорошего качества и тщательно настроенные; это и микрофонный набор, точно соответствующий требованиям, предъявляемым к записи барабанов; это правильная расстановка микрофонов (мне приходилось в Германии бывать на студии, где вместо микрофонных стоек используются манипуляторы, и звукорежиссер, сидя за пультом, управляет ими с места, тем самым меняя звук того или иного барабана путем плавного поворота манипулятора с микрофоном); а самое главное,- акустически правильное решение пространства вокруг объекта записи. Помнится, во время работы с Жанной Агузаровой над записью песен для программы «Музыкальный ринг» в тон-ателье тогда еще ленинградского радио, много спорилось о том, как должны звучать барабаны (эти песни, такие как «Луч», «Звезда», «Марина» и др. впоследствии вошли в первый диск Жанны - «Русский альбом»). Споры стали утихать, когда мы применили акустические экраны из звукопоглощающего материала и обставили ими барабанную «кухню». Звук сразу «пошёл» и получился чистым и красивым; мы избавились от ненужных резонансов (экраны пришлось подвигать), проникновение звуков от барабанов во все микрофоны уменьшилось, и при сведении удалось без труда «отрулить» звук каждого барабана и всей установки в целом. Этот опыт пригодился в дальнейшем при записи других песен альбома («Мне хорошо рядом с тобой», «Орёл» и др.) на московской «Б-Б студии» (в которой помещение отличалось от ленинградского в худшую сторону) и позволил даже при сведении поэкспериментировать со звучанием барабанов, «подкрасив» их эффектами.
В настоящее время почему-то редко встречаются студии, в которых акустические экраны используются для записи барабанов (и не только), хотя их применение весьма эффективно. Казалось, они неоправданно забыты, либо изготавливаются по необходимости «на коленках» (не встречал), но то, что в музыкальных магазинах их в продаже нет, говорит именно об их невостребованности. Многие музыканты, став звукорежиссерами, открывают небольшие студии с возможностью «живой» записи барабанов, некоторые же пытаются на репетиционных базах делать «демо» записи «живых» групп, при этом мучаются, пытаясь при сведении отделить в мультитрековой «каше» барабаны от других инструментов. А не лучше ли уже при записи акустически отделить звук ударных от гитар и клавишных, но при этом сохранив цельное звучание ансамбля? Просто надо дать себе понять, что при работе со звуком существует масса акустических нюансов, которые обойти посредством приборов обработки звука невозможно. Несколько лет назад бытовал ошибочный подход: «Давай запишем, а на сведении подумаем, как это должно звучать». Что из этого получалось, многие помнят. Как из альта не «вырулить» контрабас, так из некачественно записанных ударных не получить прозрачный, насыщенный, «вкусный» звук хорошей установки. Кстати, и во время репетиций в небольших помещениях, акустически отделенный «живой уголок» барабанщика оказывает благоприятное воздействие на комфортабельность звука в целом.
Порывшись в источниках информации о современных звуковых решениях, я с удивлением обнаружил, что идея акустических экранов как таковых оказалась жива. Более того, она даже получила новое воплощение, продиктованное современными технологиями. Это в полной мере относится к DRUM SHIELD тайваньской компании PEACE. Барабаны производства этой компании были широко представлены на выставке «Музыка Москва 2007» дистрибьютором PEACE в России компанией «Саундчек».
Концептуальное отличие акустических экранов DRUM SHIELD от всего, применявшегося ранее состоит из двух основных моментов:
- DS состоит из пяти секций, подвижно соединенных между собой боковинами, а не, как прежде, из отдельных щитов на ножках, щели между которыми были неизбежны;
- DS выполнен из прозрачного (!!!) акрила, что и позволяет, отделив барабанщика акустически, зрительно оставить его на своем месте в ансамбле, при этом визуальный контакт с остальными музыкантами сохраняется.
Если в прошлом экраны, ввиду их непрозрачности, можно было использовать только в студии и только при записи одних лишь барабанов, то теперь прозрачность DS позволяет делать live записи с участием всех музыкантов ансамбля, сохраняя при этом общее настроение и драйв. И это еще не все! DS выпускается в двух вариантах – студийном и концертном! Модель DS-1, - это пять секций 66 х 24 дюйма каждая; модель DS-2 – 48 х 24 дюма соответственно. О преимуществах при использовании DS любому концертному или студийному звукорежиссеру становится понятно при первом же знакомстве:
во- первых, - в студии, где всегда бывает трудно расставить музыкантов так, чтобы всех это устраивало и, главным образом, из-за близости ударной установки («я себя не слышу!»); - в студии, где бывает сложно собрать звук «кухни» в один звучащий инструмент, а в данном случае барабаны находятся, как бы, в фокусе акустического зеркала и процесс упрощается, а при записи джазовой музыки количество микрофонов вообще смело уменьшается до трех – 1 – bass drum, 2,3 – overhead;
во-вторых, - на концертах и, особенно в маленьких залах, где необходимо после настройки звучания ударных, имеющих на сцене свою громкость, «подтянуть» громкость остальных инструментов под уровень барабанов для достижения требуемого звукового баланса, что иногда приводит к дискомфорту в зрительном зале, а также на концертах unplugged.
DRUM SHIELD успешно прошёл испытание на студии Александра Новосёлова «DOBRO Records» и получил высочайшую оценку как самих звукорежиссёров, так и «непосвященных» в тонкости процесса записи заказчиков. По словам Александра, возникает необыкновенное ощущение, что ударная установка вдруг начинает звучать по-другому - плотно, ярко и цельно, что будто и микрофоны ведут себя иначе. Экспериментируя с расстоянием от DS до установки, и меняя конфигурацию DS, Александру удалось, не меняя других параметров и расстановки микрофонов вокруг барабанов, добиться различных оттенков звука, а оставив только два overhead –микрофона, он записал и удачно использовал в аранжировке (сыгранные вживую!) кольца (loops). Жизненно необходимые до этого компрессоры были разжалованы и исключены из процесса записи барабанов. Столь же удачным при апробировании DS оказался эксперимент с записью двух гитар одновременно, при чем гитаристов разделял лишь экран. Каждая гитара звучала так, как будто ее записывали в отдельном тон-ателье но при этом, что очень важно, оба гитариста сидели рядом друг с другом, видели друг друга и драйв-контакт был очевиден (или ушеслышан?). Таким образом, подводя итог всему сказанному, хочется напомнить старую истину: «новое – хорошо забытое старое». А может, мы что-нибудь еще неоправданно забыли. А?
Автор: Алексей Соколов